Экологическое воспитание

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 "Детский сад №122"

 

Экологическое воспитание

 

 

         "Рыбе – вода, птице – воздух,

зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять        природу –

значит охранять Родину".

 Михаил Пришвин.

 

            В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

            Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными.

Каждый из тех, кто принёс  и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного экологического воспитания  детей.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе : растения, животные, человек; неживой природе. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее планеты.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И поэтому возникает потребность охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

 

                         Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Наблюдение за природой играет огромную роль в эстетическом воспитании ребенка и оказывает колоссальное воздействие на развитие личности малыша. 

          Наблюдая за окружающим миром, ребенок задействует все чувства. Это и зрение (цвета, формы, размеры) , слух (шум ветра или плеск воды, журчание ручья, шелест листьев, пение птиц), вкусовые ощущения (соленая морская вода, сладкая клубника, терпкий мед), осязание (чешуйчатая сосновая шишка, мягкая шерсть кролика, шероховатая кора дерева, мелкий песок), обоняние (аромат цветов, запах нагретой солнцем земли или запах листвы деревьев, омытой теплой весенним дождем). Все это волнует, привлекает, интересует ребенка. Ушинский отмечал, что дети мыслят «формами, красками, звуками». Именно поэтому так важно развивать наблюдательность ребенка, знакомить его с природой. Прививать любовь к природе следует регулярно .

 Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами и т. д.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, нужно познакомить деток  с конкретными видами комнатных  и дикорастущих растений, дать  их названия, характерные особенности. Объяснить , что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек. Принесите зимой (в январе-феврале) с улицы упавшие ветки ивы, тополя, весной (в марте) – березы, поставьте в воду. Пусть ребенок наблюдает, как появляются почки, а затем листья. Можно устроить дома зимний огород – высадить репчатый лук, корни петрушки, посеять горох, фасоль, высадить морковь или свеклу. С большим интересом ребенок будет наблюдать за их развитием.

            Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Ваша задача – активизировать желание ребенка ухаживать за растениями и животными,

а также доставлять малышу радость от общения с ними. 

Очень важно ваше собственное отношение – внимание, забота, нежность к живому существу. Неоценимую пользу окажет правильно подобранный литературный материал – сказки, стихотворения, рисунки, рассказы о животных, растениях , а также добрые мультфильмы.  Зимой обязательно изготовьте вместе с ребенком кормушку для птиц. Уход за животными и птицами воспитывает в ребенке любовь к природе, доброе отношение к ней, а также приучает к труду, помогает преодолевать такие качества, как эгоизм и равнодушие.  Важно научить ребенка любить все живое, будь то цветок или птица, котенок или лягушка, защищать и оберегать природу. 

       Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать за ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

       Раскрыть перед  ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого взрослый  сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам , хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

        На прогулке используйте все возможности для того, чтобы ребенок познавал природу, проявлял к ней интерес, учился любить и понимать ее.

Используйте любую возможность, чтобы обратить внимание ребенка на поведение животных в естественных условиях. 

Например, летом это можно делать, гуляя в парке, в лесу, или отдыхая за городом. Пусть малыш понаблюдает за птицами, за белками, прыгающими по ветвям деревьев, или рыбами в водоеме.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

 Материал подготовила:

воспитатель МБДОУ №122

Зверева Татьяна Андреевна

Дата последнего обновления страницы 30.06.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения